Кисти для акварели

Как известно, акварель растворяется водой и обладает самой малой вязкостью из всех художественных красок. Поэтому кисть для акварели должна хорошо наполняться, вбирать красочный раствор и так же хорошо переносить его на бумагу. Волос должен быть мягким настолько, чтоб не повредить поверхность бумаги, по которой ведется работа акварелью. Акварельная кисть должна обладать необходимой упругостью: не быть слишком «вялой», т.к. «вялый волос» плохо переносит краску на бумагу и плохо управляется, и не быть слишком упругой, т.к. упругий волос хуже наполняется водой и краской. Достаточная упругость позволит полноценно управлять акварельной кистью для создания нужной формы мазка.
Существуют два расхожих мнения: одни акварелисты утверждают, что самые лучшие кисти для акварели из белки, другие — из колонка. Те и другие приводят убедительные аргументы, подтверждают свои слова прекрасными работами, и все они, по-своему, правы. Но только по-своему, так как личный выбор не может быть единственно верным для всех, особенно в искусстве.
Кисть из волоса белки обладает всеми необходимыми качествами акварельной кисти. Достаточно упругая, но главное — исключительно мягкая, кисть из волоса белки минимально воздействует не только на поверхность бумаги, но и на ранее нанесенный красочный слой, что позволяет делать многослойные лессировки больших поверхностей, свободно писать по просохшей краске. Но кисть из белки очень быстро изнашивается.
Кисть из волоса колонка служит значительно дольше. Этот волос не такой мягкий, но обладает лучшей упругостью, что позволяет точнее рисовать. При работе кистью из волоса белки требуется больший опыт, потому начинающим художникам принято рекомендовать колонковые кисти. Колонковой кистью легче нарушить нижний красочный слой, но это оборачивается преимуществом, когда надо сделать «отмывку», или снять лишнюю краску, или внести новый цвет. 
Художникам, которые предпочитают работать в лессировочной (многослойной) технике или желающим использовать большее многообразие приемов, можно порекомендовать кисти из белки, а художникам, предпочитающим метод alla prima (быстрое письмо) — кисти из колонка.

brush-2.jpg

Казалось бы, очевидно, что размер кисти всегда будет определяться форматом листа. Чем больше лист, тем большего размера потребуется кисть. Но в маленьких работах всегда есть фон, а в крупных работах всегда есть мелкие детали. Вот и получается, что набор кистей должен включать в себя и маленькие, и средние, и большие кисти. Более того, удобно иметь не только кисти разных размеров, но и разных форм.
Традиционно в акварели используются кисти круглой формы. Ими, как правило, ведется основная работа. Плоские кисти, особенно колонковые, используются и для основного письма и для получения четких геометрических мазков. Кисти с формой «кошачьего языка» применяются как обычная плоская кисть, а в перпендикулярном положении к поверхности — как круглая.

brush.jpg